Перейти к содержанию
Анна Книжкина

«Сумерки и философия: вампиры, вегетарианство и бессмертная любовь» - сборник эссе

Рекомендуемые сообщения

«Сумерки и философия: вампиры, вегетарианство и бессмертная любовь» - это сборник статей, перед авторами которого была поставлена задача «разобрать по косточкам» феномен популярности «Сумеречной саги» Стефании Майер и рассмотреть те философские вопросы, которые появляются в связи с прочтением 4-х произведений, составляющих цикл.

Книга состоит из 4-х разделов, озаглавленных в соответствии с книгами цикла. Самыми объемными получились «Затмение» и «Рассвет» - по 5 статей; в «Сумерках» и «Новолунии» - по 4.

 

«Сумеречная сага» не является гениальным произведением или недосягаемым шедевром, но ее популярность – явление своего рода феноменальное. Попытка «препарировать» этот феномен с точки зрения философии – очень интересная идея, которая в очередной раз подтверждает связь произведения и воспринимающего его индивида.

 

Открывает сборник статья Д. Данна «Так бы тебя и съел: любовь, безумие и метафоры еды». Автор рассматривает необычную гастрономическую привлекательность главной героини, во-первых, как абсолютно логичное сравнение голода с плотским желанием (еда и секс в равной степени являются чувственными удовольствиями), а во-вторых, как своего рода «концентрацию» физических, плотских желаний, удовлетворение которых является смертельной опасностью для главной героини, а преодоление – абсолютно необходимым для появления возможности отношений и любви.

 

Статья «До смерти хочу съесть: «вегетарианская» этика вампиров» Д. Кейзес рассматривает вегетарианство Калленов с точки зрения прав животных, которыми вампиры питаются. Именно вегетарианство (т.е. осознанно сделанный выбор в пользу безопасности для человечества) позволяют семейству Калленов выступать в качестве положительных героев. Это весьма интересный аспект – потому что как оценивался бы выбор Беллы Свон в пользу Эдварда, если бы тот был не потенциально опасен, а настоящим вампиром, без «смягчающих обстоятельств». Превращение героини в вампира тоже выглядело бы гораздо более сложным с этической точки зрения.

Интересен еще факт, специально подчеркнутый автором: в экранной версии «Сумерек» Белла является вегетарианкой в традиционном значении этого слова. Такая трактовка поднимает интересный вопрос – а насколько принципиальным является для Беллы «вегетарианство» Эдварда, ведь в ее восприятии происходит «оправданное необходимостью» убийство. 

Исходя из «вегетарианского» выбора персонажей, автор сравнивает их этические принципы и принятые решения.    

 

Суть статьи Н. Мишо – в ее названии: «Является ли вампир личностью?». Здесь весьма уместно вспомнить, что в определенной степени религиозный Эдвард был уверен в отсутствии у вампиров души, и этот факт был одной из причин его нежелания превращать Беллу в вампира. Так вот, является ли наличие души необходимым для того, чтобы быть личностью – или существуют другие параметры?

 

«Карлайл: милосерднее скорой пули?» - статья, написанная в соавторстве (Э. и Д. Терджессен) – рассматривает сочувствие как наиболее развитое чувство в Карлайле - человеке, которое предопределило превращение в необычного вампира, создавшего собственный клан вампиров-«вегетарианцев».

 

П. и Э. Фосл в статье «Сумерки вампиров», пользуясь негативным восприятием вампиров как «мерзких тварей», проявления «зла», задаются вопросом о существовании в этой фантастической вселенной Бога, который должен был уничтожить зло. Философы издавна спорят о том, почему Бог не устраняет зло из мира и имеет ли он возможности это сделать – возникла также «проблема теодеции», т.е. оправдания Бога.

 

«Убить или не убить: сумерки, бессмертие и смысл жизни» - статья Б. Ши. Автор рассматривает желание главной героини стать вампиром: как необходимость стать равной главному герою и как возможность полностью осуществить собственное предназначение, т.е. заботиться о любимых людях на протяжении бесконечного количества времени. С другой стороны, рассматриваются и последствия этого решения: смерть как некий итог, как необходимый элемент, позволяющий обрести «смысл жизни».

 

Одна из самых интересных статей сборника – «Этика и телепатия: моральные издержки особого дара Эдварда» Э. Сильвермана. Чтение мыслей как особый дар главного героя во многом влияет на отношения между центральными персонажами: Белла – единственный человек, мысли которого скрыты от Эдварда, его семья – единственные, восприятие чьих мысли он блокирует сознательно.

 

«Любовь и власть среди волков» С. Уорли – первая статья в сборнике об оборотнях. Импринтинг, «запечатление» и иерархия в стае как некая обязательность, заставляет автора попытаться разобраться: насколько для оборотней вообще возможна свобода воли и принятие собственных решений.

 

«Белла Свон и Сара Пэйлин: мифы врут» Н. Зак рассматривает «Сумеречную сагу» с точки зрения феминизма. Феминизм как значимое, масштабное общественное движение характерен для Америки, поэтому не удивительно, что книгу американской писательницы разбирают и с этой точки зрения. Главную героиню в данном случае сравнивают с реально существующей женщиной, политической фигурой (участвовала в президентских выборах с Джоном Маккейном как кандидат на пост вице-президента в его администрации, была губернатором штата Аляска). Ответ на вопрос о необходимости сравнения реальной женщины и вымышленного персонажа содержится в статье: «обе они – образцы для миллионов поклонниц, а академический феминизм продолжает отрицать, как важны для большинства девушек три пункта этого сюжета: счастливая романтическая любовь и деторождение; красивая внешность по стандартам современной потребительской культуры и некое достойное место на социальной лестнице».

«Сумеречный цикл» - это история становления Беллы от юной девушки до «успешной гетеросексуальной женщины», а ее любовная история – своего рода «европейский идеал романтической любви».В таком виде книги указывают на «оторванность» феминизма от обычных женских проблем и желаний, а потому и на необходимость корректировки политических программ.

 

Статья Б. Манн «Любовь среди вампиров: второй пол входит в XXI век» - о равноправии в условиях современной действительности. Формально женщины и мужчины в Америке равноправны – но проблемы гендерного неравенства по-прежнему существуют. При этом автор статьи критикует Майер за то, что она предлагает «устаревший» подход: «женщина вновь становится зависимым партнером», «прими статус жертвы, объекта и ты обретешь свободу» - но так ли это, учитывая, например, тот факт, что после обращения Белла становится сильнейшим вампиром в клане Калленов с особым, уникальным даром, позволяющим ей защитить свою семью? Очень спорная статья, но в ней весьма интересно сравнение книг Майер с произведениями Симоны де Бовуар.

 

Еще одна статья, где центральную роль играет сравнение – «Эдвард Каллен и Белла Свон: герой байронический, героиня феминистическая… и наоборот» Э. Майерс – в данном случае герои «сумеречной саги» сравниваются с персонажами «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Причем как в случае Эдварда Каллена, так и Беллы Свон, сравнение выходит не в их пользу. Эдвард, по мнению автора статьи, должен искренне признать, что «без него девушке будет лучше, потому что она, самостоятельное, и к тому же юное существо, имеет право на собственные ошибки и нечего уберегать ее от любой угрозы, реальной или вымышленной». А Белла недостаточно феминистична: «Настоящая феминистка сказала бы Эдварду: «Ты очень славный вампир, но если ради нашей любви я должна отказаться от родных, от друзей и от высшего образования, я лучше поищу другого, с которым смогу получить вдоволь романтики и секса, но и все это сохранить»».

 

Еще одна статья феминистической направленности – «Вечный патриархат и возможность любви» Л. Мак-Клаймэнс и Д. Висневски. В контексте звучащего в ней тезиса о трудной достижимости равенства полов, удивительно, что авторы видят в «сумеречной саге» эволюцию героев и их взаимоотношений. Если в начале цикла Эдвард Каллен – обычный мужчина с типичными недостатками поведения («патриархальный уклад поощряет маскулинное преимущество»), то в финале – «Эдвард становится менее «мужественным» в стереотипном смысле этого слова».

 

Статья Ребекки Хусель «Факты и фикции специально для девочек», видимо, изначально задумывалась, как провокационная: «Вы, главное, примите вызов. Перчатку я вам бросила». Проблема в том, что полемизировать с автором не очень-то хочется: во-первых, она искажает факты (сюжет книг и прописанную Майер мотивацию персонажей), а, во-вторых, статья написана отвратительным менторским тоном.

 

«Когда мечты сбываются» Д. Мак-Махон – статья о причинах привлекательности вампиров, о романтизации их облика и об опасности такого явления, «принижающего» обычное человеческое существование.

 

Статья Д. Кнеппа «Семиотика для вампиров» - интересная с точки зрения самостоятельной работы над восприятием текста (не только этого конкретного цикла произведений, но и любого художественного текста вообще). Семиотика – наука о знаках, предлагающих «дополнительное знание», в качестве которых могут выступать события, ощущение или предметы. На основе конкретных примеров рассматривается гипотеза Чарльза Пирса о триаде знаков, помогающих воспринимать новое знание.

 

«Пространство и время в онтологии вампиров» Ф. Пущаловски – статья об особенностях восприятия времени и пространства в обычной, человеческой реальности и в фантастической, связанной с особенностями физиологии вампиров.

 

Статья М. Шоу «Ради нравственной силы Беллы: Майер, вампиры и мормонство» подчеркивает то влияние, которое на произведение оказала религия автора. Взаимосвязь творчества и собственного мировоззрения – один из важных элементов анализа художественных произведений (причем в самых разных аспектах: от условий, в которых произведение было написано до причин поступков героев в связи с личным опытом автора).

 

Финальная статья сборника – «Дао Джейкоба» Ребекки Хусель. Оно очень символично расположено в конце книги и столь же символично закончено фразой «Надеюсь, Стефани Майер прочтет это эссе и увидит, как много в мире Джейкоба осталось закрытых дверей». Иными словами: «а давайте перепишем (или допишем) историю так, как я считаю правильным».

 

«Сумерки и философия: вампиры, вегетарианство и бессмертная любовь» - хороший, интересный сборник, с авторами которого внимательному, образованному читателю есть о чем поговорить (как согласиться, так и подискутировать).

 

post-2869-0-02137500-1437145067_thumb.jpg

post-2869-0-95836900-1437145068_thumb.jpg

post-2869-0-21320500-1437145071_thumb.jpg

post-2869-0-38849700-1437145073_thumb.jpg

post-2869-0-51517200-1437145075_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×