Перейти к содержанию
Анна Книжкина

Симмонс Дэн "Гиперион. Падение Гипериона"

Рекомендуемые сообщения

«Я обезумел. Несколько месяцев я упивался чтением. Это всепоглощающее чувство, этот праздник чтения я и хотел подарить читателям, создавая «Гиперион»». Д. Симмонс

 

«Гиперион» - прекрасен.

Пугающий изначально объем оказывается недостаточным: концентрация идей, смыслов, философских концепций, рассуждений и представлений о будущем человечества, новых завораживающих миров – и каждый элемент достоин отдельного масштабного романа. А Симмонс складывает из этого элегантную, стройную картину будущего.

Мир – огромный, невероятно разнообразный, противоречивый, живой; и кажется еще достовернее от того, что стоит на грани катастрофы.

 

«Гиперион» - это роман в новеллах.

С точки зрения построения повествования используется обычный прием: несколько путешественников, объединенных общей целью (в данном случае – паломничество к местному божеству – Шрайку, которое одновременно должно оказать влияние на геополитическую ситуацию, и разрешить личные конфликты участников), рассказывают свои жизненные истории, пытаясь понять, почему именно они оказались «избранными». 7 участников последнего, решающего паломничества на краю обитаемого мира, на фоне окончания существующего миропорядка – абсолютно разные истории (всего 6).

Симмонс не дает общего описания основ мироустройства Гегемонии и хроники будущего, которая бы продемонстрировала этапы развития общества до описанной в романе ситуации; картина складывает сама из рассказанных историй – и это создает совершенно невероятное ощущение реалистичности вымышленного мира. Читатель погружается в него, легко и просто, понимания, насколько этот мир огромен и разнообразен.

 

«История священника: человек, который искал Бога» - история о религии, вере и религиозности, при этом не перенасыщенная религиозной нравоучительностью. Что будет, если дать человечеству бессмертие – каким оно может быть и какую цену за него готов заплатить каждый отдельно взятый человек?

«История солдата: война и любовь» - история невероятной любви на фоне бесконечных войн. Полковник Кассад и загадочная Монета, появляющаяся и исчезающая, история предательства и ненависти – и она тем интереснее, что вообще-то настоящий военный, рациональный и несколько скупой на эмоции, ее главный герой вообще испытывает настолько сильные эмоции.

Рассказчик «Истории поэта: песни Гипериона» Мартин Силен, пожалуй, самый неприятный персонаж. Однако именно он оказывается самым бескорыстным и одновременно самым эгоистичным: страшное, опасное, кровожадное божество, Шрайк, оказывается его Музой, и просьба к нему – это возможность закончить свое произведение. «В начале было Слово. В конце… былая слава, былая жизнь, былые порывы… В конце будет Слово» - говорит герой, и, пожалуй, он является отражением мнения о том, что настоящие поэты и писатели просто не могут не писать, реагируя на окружающую действительность и испытывая постоянную внутреннюю, эмоциональную боль.

«История ученого: горек вкус воды летейской» - история Сола Вайнтрауба и его дочери Рахили, которая занималась археологическим исследованием Гробниц Времени и в результате неожиданного всплеска энтропийного поля заболевшей «болезнью Мерлина»: для нее время потекло в обратном направлении. Эта история объединяет в себе мотивы других историй: любовная линия, которая оказывается обреченной из-за исчезновения воспоминаний, бескорыстная родительская любовь, поиски Бога и бесконечные споры с ним. Так же как и окружающая действительность, Рахиль находится на грани исчезновения – и вот это отражение глобального в индивидуальном особенно точно иллюстрирует смысл паломничества.

Героиня «Истории детектива: долгое прости» - единственная женщина в паломничестве, Ламия Брон. Ее история – это женский взгляд на любовь; причем здесь важную роль играет то, что возлюбленный оказывается кибридом (искусственно созданным человеком, который является физическим воплощением Искусственного Интеллекта), и не просто кибридом – но результатом эксперимента по моделированию личности, в данном случае, поэта Джона Китса. Здесь стоит обратить пристальное внимание на взаимоотношения человечества и созданных когда-то людьми ИскИнами: традиционный страх людей перед саморазвивающимися технологиями, отношения творца и его творения, своего рода аналог отношений отцов и детей, проблемы «взросления» - все эти темы Симмонс затрагивает.

«История Консула: вспоминая Сири» - впервые была опубликована в 1983 году как самостоятельное произведение, но вошла в «Гиперион» практически без изменений. Эта история - снова о любви, об экспансии человечества, о семейных обязательствах.

 

Самым интересным в «Гиперионе» является то, как один раз затронутый вопрос постоянно обыгрывается с новых сторон. Взять, например, вопрос о существовании Бога, которым по разным причинам задаются герои – оказывается, что социум искусственных интеллектов также озабочен этой проблемой (и почему специально созданные существа не воспринимают своих создателей как божественную силу?). Или, например, любовь – какие формы может принимать это чувство, какие поступки провоцировать? С этой точки зрения «Гиперион» - это не просто красочная панорама будущего, но очень сложное философское произведение, предлагающее читателю целый мир и отдельные самостоятельные истории для осмысления.

 

 

Хочется сказать еще несколько слов о конкретном издании. Я несколько лет ждала достаточно компактного издания всей тетралогии Симмонса, поэтому остановилась на двухтомнике омнибусов от «АСТ» в серии «Мастера фэнтези». Книги получились объемными и достаточно тяжелыми, бумага белая, шрифт достаточно мелкий.

post-2869-0-25783300-1429018451_thumb.jpg

post-2869-0-45098400-1429018453_thumb.jpg

post-2869-0-94685500-1429018455_thumb.jpg

post-2869-0-15591600-1429018458_thumb.jpg

post-2869-0-19013600-1429018460_thumb.jpg

post-2869-0-42266400-1429018462_thumb.jpg

post-2869-0-70245100-1429018464_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Падение Гипериона» - прямое продолжение романа «Гиперион»; больше того, весь «Гиперион», в сущности, похож на обстоятельный и подробный пролог перед апокалипсисом, последний шанс оценить невероятную красоту огромного мира Гегемонии Человека.

В «Падении Гипериона» полностью изменяется структура повествования. Остается две параллельных сюжетных линии: продолжение паломничества и «приключения» паломников на заштатной планете Гиперион, и крупномасштабная ситуация военного конфликта с Бродягами.

Связующей фигурой на этих линиях выступает второй кибрид Джона Китса (личность первого кибрида Китса находится в «специальном носителе» у его любовницы, участницы паломничества к Шрайку, Ламии Брон) – он видит «сны» о паломниках и паломничестве. Это предопределяет его местоположение: информация, которой он обладает, способна оказать существенное влияние на геополитику, поэтому он становится приближенным самого влиятельного политика Гегемонии, секретаря Сената Мейны Гладстон. Глазами кибрида читатель видит всю панораму происходящих событий.

Таким образом, на первый план выходит политика – интриги, межфракционное противостояние, непопулярные и спорные решения, ответственность за которые приходится нести одному-единственному человеку. «В эпохи смут и потрясений на политической сцене появляются руководители, самим небом, казалось, предназначенные для этой роли и, как оказывается впоследствии, связанные неразрывными узами с судьбами своего времени. Для нашей  Эпохи Конца таким руководителем стала Мейна Гладстон». Эта фигура уже мелькала в «Истории детектива», одной из новелл «Гипериона», но здесь ее образ становится ключевым, а принятые решения – историческими фактами. Роль Гладстон в сюжете вновь приводит к вопросу о влиянии отдельной личности на исторический процесс.

Интересно, что человеческой политике (которая выглядит традиционно «грязной») противопоставляется политика человеческих созданий, социума Искусственных Интеллектов. Взаимоотношения этих двух обществ оказывают прямое влияние на происходящие события, но особенную напряженность ситуации придает то, что у каждой стороны имеются как собственные интересы, так и собственные «скрытые цели».

Галактическая война, происходящая в космосе, подается читателю очень интересно: с точки зрения высшего офицерского состава, в виде оперативных сводок и докладов, что как бы отстраняет читателя от каждого отдельного столкновения, но позволяет оценить весь масштаб происходящих событий.

В «Падении Гипериона» получают новое развитие все философские вопросы «Гипериона», особенно активно рассматриваются религиозные вопросы (Бог и особенности отношения к нему) и роль поэта как «проводника» общечеловеческой нравственной составляющей. Паломники лишены возможности самостоятельно рассказать продолжение своих историй и дать собственные оценки развития ситуации, но читатель продолжает наблюдать за происходящим. И, пожалуй, увеличение динамики даже усиливает впечатление от текста.

«Падение Гипериона» - масштабное огромное полотно, лишенное статичности, это словно описание критического исторического момента в ярчайших красках, это живая история, которая творится прямо на глазах изумленного читателя.

post-2869-0-84010700-1429035364_thumb.jpg

post-2869-0-57612300-1429035370_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×