Анна Книжкина 178 Жалоба #1 Опубликовано 12 апреля, 2015 Первое, что стоит знать о фантастической антологии «Зомби в Якутске» - это то, что книга является «бумажным» воплощением местного тематического интернет - конкурса (опубликованы лучшие, по мнению редакторов-составителей (Виталий Обедин, Кирилл Левин) рассказы) и опубликована местным же издательством довольно существенным тиражом в 1000 экземпляров – но в широкую продажу книга не поступала. Как следствие, в результате долгих поисков в сети, я смогла найти только электронный вариант издания (причем, вероятно, не прошедший еще окончательную редактуру) – и была бы рада приобрести бумажное издание: сборник получился достаточно колоритным. Все рассказы объединены не только тематикой (зомби или ожившие мертвецы), но и местом действия – городом Якутск. Специальных исторических или топографических знаний о Якутске или республике от читателя не требуется, но сборник как раз способен заинтересовать именно архитектурой и историей города – и в этом одно из главных его достоинств. Открывает сборник рассказ единственного «знакомого» автора – это произведение Шимуна Врочека «Ипотека». Объем совсем небольшой, и действие могло бы происходить где угодно – и это-то и самое страшное: автор предлагает задуматься, что человек готов отдать за счастье и здоровье любимых людей. Эта тема уже обыгрывалась, например, как возможность «продать» воспоминания или время оставшейся жизни – а в данном случае «цена вопроса» даже банальнее - это обычное человеческое мясо. С другой стороны, рассказ этот и отражение современной экономической ситуации, где кредит становится самым обычным действием. И герой, перед которым обязательства формально были выполнены, но по факту желаемого он не получил, а расплачиваться должен и никакого индивидуального подхода от организации не получает, вызывает сочувствие. Отличный рассказ, демонстрирующий мастерство автора. Михаил Григорьев «Мы – рядом» демонстрирует круговорот ситуаций и наличие минимум двух возможных точек зрения, рассматривая зомби как некое общество со своей структурой и особенностями, которое оказывается обреченным из-за «обратной эпидемии». Рассказ Егора Карпова «Клетка» демонстрирует одновременно и правдивость поговорки «и на старуху бывает проруха», и мастерство человека в искусстве выживания. Интересна и своеобразная «эволюция» зомби – от «старых» к «новым», которые весьма существенно различаются повадками; различия являются ключевыми для сюжета произведения. «Выхода нет» Юлии Приваловой – один из самых атмосферных и страшных в сборнике. Он обыгрывает, во-первых, образ зомби не как бессмысленной машины для поедания мозгов, но как человека, который не желает мириться с собственной смертью, считая, что у него остались неоконченные дела, и, во-вторых, классические фольклорные сюжеты о возможности обмануть смерть («подменив» себя, например, другим человеком). Айхал Михайлов «Ей отмщение» углубляется в историю – а точнее, во времена, когда сибирские земли осваивались казачеством; местные «феодальные разборки» между якутскими князьями, местные мифологические верования сплетаются в довольно интересную концепцию – но рассказ несколько сумбурен, не хватает четкости изложения. Уже исходя из названия – «Вампирские разборки» - рассказ Георгия Декаева кажется концептуально не подходящим для сборника. Впрочем, зомби здесь присутствуют как создания шаманского колдовства – так что формальности соблюдены. Лично мне рассказ не понравился по причине использования блатных понятий (рассказчик, конечно, наркоман – и это солидное «оправдание»), согласно которым выстроена и социальная иерархия всех «не-живых». Калачаев Гавриил в рассказе «Спасти президента» рассматривает, кажется, довольно простую ситуацию: необходимость спасения высших чиновников, т.к. заражение обратимо – однако, простая спасательная операция оказывается не такой уж простой. «Добрые соседи» Гордея Спиридонова – рассказ юмористический, забавный, запоминающийся и очень симпатичный. Идея внести дополнительную «загадку» в стандартную историю, конечно, похвальна, но вписывая в сюжет неожиданный поворот стоит разъяснить ситуацию обстоятельно и тщательно, чтобы читатель не сомневался в собственных выводах, а у Кэри Анисимовой в «Истории одного отпуска» картина получилась несколько размытой и сюрреалистичной. Хотя образ бабушки-«танка», сокрушающей зомби голыми руками, получился колоритным. «Властители дум» Александра Фролова не только о шаманах, практикующих «подчинение» собственной воле (так что зомби из этого произведения скорее марионетки, чем классические «восставшие мертвецы») для вполне банальных преступлений, но и о любви. «Непредвиденные последствия» Станислава Ортмайера интересен самой постановкой ситуации: герой охотится в тайге, а когда возвращается - привычный мир исчезает. Но в доставшейся версии именно это произведение оказалось неотредактированным – многочисленные ошибки (несогласованность существительных и глаголов, лишние слова и т.п.) – очень хотелось бы сравнить с опубликованным вариантом. «Сырость» текста ощущается и в непроработанности деталей: так, заражение произошло из вируса, примененного «чужой страной». Затрудняюсь оценивать, т.к. не знаю, какая работа была проведена над произведением. В рассказе «Якутск отмороженный. Исход» Георгия Герасимова на сюжет оказывает существенное влияние погода: его зомби становятся агрессивными только при определенной температуре. Очень интересная концепция, складывающаяся в некое подобие «сосуществования» человечества и зомби, попытки решить проблему агрессивности – отличный рассказ, насыщенный достойными идеями. Марина Аржакова в рассказе «Мальчик по имени Нэд» пишет о вполне естественном стремлении людей вернуть утраченное, а точнее – погибших родственников. Маргарита Туприна в «Дневниках зомби» рассматривает очень интересный способ распространения зомбификации – через социальные сети (отличная аналогия). «Мучин крест» Андрея Брэма – один из самых сильных рассказов сборника: сочетание исторического контекста, хорошо прописанный образ главного героя, правдоподобность психологической ситуации (месть которая оказывается не приносит удовлетворения), использование мифологических элементов. В рассказе Николая Татаринова «Одна четвертая дома» обыгрывается классическая ситуация, когда одной целью – выживанием – оказываются объединены самые разные, «случайные» люди. Классический страх перед шаманизмом и человеческая эгоистичность делают рассказ Михаила Григорьева «Шаги за твоей спиной» очень достоверным. Григорьев - единственный автор, представленный в сборнике двумя произведениями. Рассказ Михаила Семеусова «Плюшевый мишка» - это своего рода «бытовая» зарисовка, одна вылазка в зараженный город за необходимыми вещами: игрушкой для ребенка и книгами. Завершает антологию рассказ Николая Кирьянова «Ангел – хранитель» к классическим историям о зомби не относится: здесь противостояние идет за души, не только в обыденной, физической реальности, но и в фантасмагориях снов. «Зомби в Якутске» - антология, которая не имея громких, «раскрученных» авторов, выглядит очень достойной. А для любителей жанра - это 19 новых историй. Вставить Ник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты