Перейти к содержанию
Анна Книжкина

Антология фантастических рассказов "Зомби в Якутске"

Рекомендуемые сообщения

Первое, что стоит знать о фантастической антологии «Зомби в Якутске» - это то, что книга является «бумажным» воплощением местного тематического интернет - конкурса (опубликованы лучшие, по мнению редакторов-составителей (Виталий Обедин, Кирилл Левин) рассказы) и опубликована местным же издательством довольно существенным тиражом в 1000 экземпляров – но в широкую продажу книга не поступала. Как следствие, в результате долгих поисков в сети, я смогла найти только электронный вариант издания (причем, вероятно, не прошедший еще окончательную редактуру) – и была бы рада приобрести бумажное издание: сборник получился достаточно колоритным.

Все рассказы объединены не только тематикой (зомби или ожившие мертвецы), но и местом действия – городом Якутск. Специальных исторических или топографических знаний о Якутске или республике от читателя не требуется, но сборник как раз способен заинтересовать именно архитектурой и историей города – и в этом одно из главных его достоинств.

 

 

Открывает сборник рассказ единственного «знакомого» автора – это произведение Шимуна Врочека «Ипотека». Объем совсем небольшой, и действие могло бы происходить где угодно – и это-то и самое страшное: автор предлагает задуматься, что человек готов отдать за счастье и здоровье любимых людей. Эта тема уже обыгрывалась, например, как возможность «продать» воспоминания или время оставшейся жизни – а в данном случае «цена вопроса» даже банальнее - это обычное человеческое мясо. С другой стороны, рассказ этот и отражение современной экономической ситуации, где кредит становится самым обычным действием. И герой, перед которым обязательства формально были выполнены, но по факту желаемого он не получил, а расплачиваться должен и никакого индивидуального подхода от организации не получает, вызывает сочувствие. Отличный рассказ, демонстрирующий мастерство автора.

 

Михаил Григорьев «Мы – рядом» демонстрирует круговорот ситуаций и наличие минимум двух возможных точек зрения, рассматривая зомби как некое общество со своей структурой и особенностями, которое оказывается обреченным из-за «обратной эпидемии».

 

Рассказ Егора Карпова «Клетка» демонстрирует одновременно и правдивость поговорки «и на старуху бывает проруха», и мастерство человека в искусстве выживания. Интересна и своеобразная «эволюция» зомби – от «старых» к «новым», которые весьма существенно различаются повадками; различия являются ключевыми для сюжета произведения.

 

«Выхода нет» Юлии Приваловой – один из самых атмосферных и страшных в сборнике. Он обыгрывает, во-первых, образ зомби не как бессмысленной машины для поедания мозгов, но как человека, который не желает мириться с собственной смертью, считая, что у него остались неоконченные дела, и, во-вторых, классические фольклорные сюжеты о возможности обмануть смерть («подменив» себя, например, другим человеком).

 

Айхал Михайлов «Ей отмщение» углубляется в историю – а точнее, во времена, когда сибирские земли осваивались казачеством; местные «феодальные разборки» между якутскими князьями, местные мифологические верования сплетаются в довольно интересную концепцию – но рассказ несколько сумбурен, не хватает четкости изложения.

 

Уже исходя из названия – «Вампирские разборки» - рассказ Георгия Декаева кажется концептуально не подходящим для сборника. Впрочем, зомби здесь присутствуют как создания шаманского колдовства – так что формальности соблюдены. Лично мне рассказ не понравился по причине использования блатных понятий (рассказчик, конечно, наркоман – и это солидное «оправдание»), согласно которым выстроена и социальная иерархия всех «не-живых».

 

Калачаев Гавриил в рассказе «Спасти президента» рассматривает, кажется, довольно простую ситуацию: необходимость спасения высших чиновников, т.к. заражение обратимо – однако, простая спасательная операция оказывается не такой уж простой.

 

«Добрые соседи» Гордея Спиридонова – рассказ юмористический, забавный, запоминающийся и очень симпатичный.

 

Идея внести дополнительную «загадку» в стандартную историю, конечно, похвальна, но вписывая в сюжет неожиданный поворот стоит разъяснить ситуацию обстоятельно и тщательно, чтобы читатель не сомневался в собственных выводах, а у Кэри Анисимовой в «Истории одного отпуска» картина получилась несколько размытой и сюрреалистичной. Хотя образ бабушки-«танка», сокрушающей зомби голыми руками, получился колоритным.

 

«Властители дум» Александра Фролова не только о шаманах, практикующих «подчинение» собственной воле (так что зомби из этого произведения скорее марионетки, чем классические «восставшие мертвецы») для вполне банальных преступлений, но и о любви.

 

«Непредвиденные последствия» Станислава Ортмайера интересен самой постановкой ситуации: герой охотится в тайге, а когда возвращается - привычный мир исчезает. Но в доставшейся версии именно это произведение оказалось неотредактированным – многочисленные ошибки (несогласованность существительных и глаголов, лишние слова и т.п.) – очень хотелось бы сравнить с опубликованным вариантом. «Сырость» текста ощущается и в непроработанности деталей: так, заражение произошло из вируса, примененного «чужой страной». Затрудняюсь оценивать, т.к. не знаю, какая работа была проведена над произведением.

 

В рассказе «Якутск отмороженный. Исход» Георгия Герасимова на сюжет оказывает существенное влияние погода: его зомби становятся агрессивными только при определенной температуре. Очень интересная концепция, складывающаяся в некое подобие «сосуществования» человечества и зомби, попытки решить проблему агрессивности – отличный рассказ, насыщенный достойными идеями.

 

Марина Аржакова в рассказе «Мальчик по имени Нэд» пишет о вполне естественном стремлении людей вернуть утраченное, а точнее – погибших родственников.

 

Маргарита Туприна в «Дневниках зомби» рассматривает очень интересный способ распространения зомбификации – через социальные сети (отличная аналогия).

 

«Мучин крест» Андрея Брэма – один из самых сильных рассказов сборника: сочетание исторического контекста, хорошо прописанный образ главного героя, правдоподобность психологической ситуации (месть которая оказывается не приносит удовлетворения), использование мифологических элементов.

 

В рассказе Николая Татаринова «Одна четвертая дома» обыгрывается классическая ситуация, когда одной целью – выживанием – оказываются объединены самые разные, «случайные» люди.

 

Классический страх перед шаманизмом и человеческая эгоистичность делают рассказ Михаила Григорьева «Шаги за твоей спиной» очень достоверным. Григорьев - единственный автор, представленный в сборнике двумя произведениями.

 

Рассказ Михаила Семеусова «Плюшевый мишка» - это своего рода «бытовая» зарисовка, одна вылазка в зараженный город за необходимыми вещами: игрушкой для ребенка и книгами.

 

Завершает антологию рассказ Николая Кирьянова «Ангел – хранитель» к классическим историям о зомби не относится: здесь противостояние идет за души, не только в обыденной, физической реальности, но и в фантасмагориях снов.

 

 

«Зомби в Якутске» - антология, которая не имея громких, «раскрученных» авторов, выглядит очень достойной. А для любителей жанра - это 19 новых историй.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×