Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

В серии «Жестокие игры» с небольшим интервалом вышли первые книги двух циклов, объединенных общей темой – существованием людей после зомби-апокалипсиса. Одна из них – книга Энн Агирре «Анклав», первая книга цикла «Шрам от битвы», вторая – «Корм» Миры Грант, открывающая одноименный цикл. Поскольку меня очень интересует тема зомби-апокалипсиса, то прочитаны эти произведения были практически единовременно – и тем сильнее их контраст.

Общая черта обеих книг – авторская уверенность, что человечество переживет зомби-апокалипсис. Однако авторы кардинально расходятся на взгляды на устройство постапокалиптического социума.

Мира Грант в своем «Корме» рисует успешное общество, сохранившее технологии и историю произошедшего, продолжающего существовать относительно нормальной жизнью – подростки учатся, развивается Интернет и блогосфера, проходят выборы… После самого момента апокалипсиса прошло больше 20 лет, причины произошедшего изучены, приняты новые законы, соответствующие ситуации – и новый порядок, связанный с жесточайшим контролем заболевания, вполне установился.

Агирре же рисует гораздо более плачевную ситуацию: главная героиня книги, девочка№15, рассказывает от первого лица о своей жизни – и читатель видит деградацию человечества до практически первобытнообщинного уровня. Имена детям даются не сразу – высок уровень детской смертности – а в процессе «инициации» и зависит имя от того предмета, на которой попадут капли крови; именно так героиня становится «Двойкой». В этот же момент инициации закрепляется положение человека в сообществе – он получает шрамы, количество которых показывает к какой из трех «каст» он принадлежит – Производителям (речь о размножении и воспитании потомства), Строителям или Охотникам. Двойка получает три шрама – и с этого момента она официально становится Охотником. В этом постапокалиптическом обществе, живущем под землей в метро, продолжительность жизни редко доходит до 25-30 лет, а жизнь четко регламентирована рядом правил, за надлежащим исполнением которых следят Старейшины.

Основная угроза – «уроды» («едоки») – очевидно, это зомби. Причина появления в книге не раскрывается, однако в «примечаниях автора» Агирре указывает, что «роковую роль в гибели современной цивилизации сыграло биологическое оружие и искусственно выведенные вирусы». Из ряда фраз становится очевидно, что катастрофа произошла в результате эпидемии, и существует вероятность повторных локальных вспышек заболевания, угрожающих подземным анклавам. Зомби в книгах Агирре – кровожадные, вечно голодные, довольно быстрые. По ходу развития сюжета книги появляются более умные «едоки», способные охотится группами и использовать некое подобие тактики, но причина таких метаморфоз не ясна. Еще один интересный факт: укусы и царапины, нанесенные едоками, не заразны – такой подход несколько нетипичен для книг о зомби.

Главная героиня книги, Двойка, которая рассказывает читателю свою историю, изначально абсолютно уверена в правильности законов анклава; однако ситуации, в которые она попадает вместе со своим напарником, Невидимкой, в итоге приводят к осознанию того, какими именно методами поддерживают свою власть Старейшины – и как следствие, к изгнанию. Потому напарники оказываются на Поверхности, где с ними происходит еще ряд приключений.

Какие вопросы к автору появились у меня после прочтения? Во-первых, сколько времени прошло после катастрофы? Ситуация, сложившаяся под землей и на поверхности (где «правят» криминальные банды), степень деградации – все это указывает на достаточно большой промежуток времени. Однако в библиотеке, куда попадаю герои, вполне успешно сохранились газеты. Второй вопрос – зачем вообще и когда именно люди спустились под землю, ведь никакой физической опасности на поверхности не было. Третий не понятный мне момент – во время драки героев с бандой волков появляются «уроды» - и это становится неожиданностью для бандитов. Т.е., очевидно, они с подобными существами не сталкивались. Тогда ситуация с подземными убежищами и вовсе становится непонятной: ведь там «уроды» - неотъемлемая часть жизни. Однако появившийся в финале истории торговец Карл, привезший героев в наземное сообщество, вполне готов к встрече с зомби – а значит, они присутствуют и на поверхности в достаточно большом количестве, что выработались определенные стандарты защиты. Чем объясняется такая территориальная неравномерность распределения зомби?

Подводя итог: приключенческая линия, история взросления героини и ее «вырастания» из искусственных рамок, заданных стандартами анклава, появляющаяся на периферии истории любовная линия, перерастающая в смутные контуры любовного треугольника – все это достаточно интересно. Много динамики и в боевых сценах – герои используют холодное и дробящее оружие. Но автор оставляет необъясненными множество деталей, необходимых читателю для создания четкой картины воображаемого мира – да и многие существенные вопросы, важные для понимания сюжета, также не имеют внятных ответов. Простоват и язык, которым рассказана история – но это может быть как авторским приемом, где скудность языка отражает внутренний мир героини, так и недостатком перевода или собственно авторского текста.

boocover (1).jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×